Оставьте свои контакты и мы быстро свяжемся с вами, чтобы ответить на все вопросы
Каждый водитель, независимо от стажа и опыта, сталкивается с ситуацией, когда кажется, что дорога полностью под контролем, но вдруг из ниоткуда появляется другая машина, мотоциклист, велосипедист или пешеход. Часто такие ситуации становятся приводят к резким маневрам, авариям, тяжелым ДТП. Причина — слепые зоны. Чтобы вождение было максимально безопасным, нужно знать о том, где они расположены, как их минимизировать, действовать при перестроениях.
Что такое слепая зона в автомобиле
Слепые зоны автомобиля — это часть пространства вокруг машины, которую невозможно увидеть через зеркала заднего/бокового вида, а также при прямом взгляде через окна. То есть, это «невидимые» области, где может оказаться другой объект.
Слепая зона автомобиля появляется из-за особенностей кузова, ширины стоек, угла обзора зеркал, специфической посадки водителя.
Даже опытные водители не всегда осознают, насколько обширными могут быть эти невидимые места. На скорости 80−100 км/ч транспортное средство, находящееся вне пределов видимости, может оставаться незаметным всего доли секунды перед тем, как окажется прямо сбоку, когда для реакции уже нет времени.
Мертвая зона: чем она отличается
Со слепой зоной часто путают термин «мертвая зона (или «люфт рулевого управления»), но это разные понятия.
Мертвая зона — это небольшой участок свободного хода руля, когда поворот не вызывает немедленного отклика колес. Водитель поворачивает руль на несколько градусов, но колеса пока не изменяют направление движения.
Причинами появления мертвой зоны могут быть: нарушения регулировки сход-развала, ослабление креплений или люфт в рулевом механизме, проблемы с гидро- или электроусилителем, естественный износ рулевых тяг, наконечников, карданного вала или редуктора.
Если мертвая зона слишком велика, водитель теряет точное ощущение управления автомобилем, особенно на высоких скоростях. Это снижает безопасность, увеличивает тормозной путь, может привести к аварийной ситуации при маневре.
Мертвые зоны — это техническая особенность управления, а слепые — проблема обзора. Обе проблемы влияют на безопасность, но решают их разными способами: первую устраняют на СТО, вторую — правильной посадкой, регулировкой зеркал, повышением внимательности.
Программы обучения
Выбирайте удобную программу обучения и узнайте подробности на странице курса
Расположение невидимых секторов зависит от типа транспорта.
Легковые машины
У большинства авто слепые зоны не слишком большие, но все равно требуют внимания. Основные проблемные места расположены по бокам задней части машины, возле задних крыльев, у передних стоек лобового стекла, особенно при поворотах. Из-за высокой линии кузова и узкого заднего стекла слепая зона также может оказаться сзади автомобиля.
Внедорожники, кроссоверы
Высокая посадка авто дает лучший обзор впереди, но создает проблемные места непосредственно у бамперов. Маленький ребенок или велосипед могут оказаться за пределами видимости, поэтому водителям внедорожников или пикапов рекомендуют пользоваться парктрониками и камерами кругового обзора.
Грузовики, автобусы
Из-за высоты кабины грузового автомобиля водитель не может увидеть пространство сразу перед бампером, а также большую часть боковых участков.
Для этих ТС обязательны дополнительные зеркала — сферические или панорамные, они уменьшают «слепые пятна» по бокам.
Чем больше транспортное средство, тем шире область, которая не видна. Но и в малолитражных авто невнимание к слепым зонам может стать причиной ДТП при перестроениях, выезде со второстепенных дорог или при нарушении ПДД.
Как выявить проблемную зону автомобиля
Практический способ:
припаркуйте машину на ровной местности.
попросите другого человека обойти автомобиль на расстоянии около метра, начиная с заднего бампера;
наблюдайте за ним в зеркала;
когда человек пропадает из видимости, вы нашли границы своей слепой зоны.
Теоретические знания тоже полезны: надо понимать, что невидимые участки формируются из-за углов между направлениями, которые покрывают зеркала. Если боковые направлены слишком внутрь, сектор невидимости расширяется, а если слишком наружу, теряется обзор заднего вида из авто.
Как правильно настроить зеркала, чтобы избежать проблемных зон в автомобиле
Зеркала заднего вида отрегулируйте так, чтобы вы видели всю заднюю часть стекла без необходимости наклоняться. Горизонтальная линия должна проходить примерно посередине стекла заднего окна.
Для регулировки левого бокового зеркала сядьте прямо, не наклоняясь. Видимая часть автомобиля должна занимать лишь 10−15% площади, остальное пространство — дорога и соседняя полоса.
Правое боковое зеркало. Наклонитесь немного к центру салона. Настройте его как и левое, оставьте минимум видимой части кузова.
Для проверки сидя на месте, убедитесь, что при плавном переходе взгляда не остается «разрыва» обзора — когда дорога на мгновение пропадает из вида. Это означает, что слепые зоны в автомобиле сведены к минимуму.
Также важно помнить, что все поверхности должны быть чистыми, без повреждений: даже мелкие трещины искажают угол обзора.
Чтобы еще больше уменьшить невидимые области, применяют специальные оптические устройства — небольшие сферические элементы, устанавливаемые в углу бокового зеркала. Они позволяют видеть автомобили, движущиеся по соседней полосе, дают обзор задней части машины, помогают при парковке или выезде задним ходом.
Устройства для авто часто стоят недорого, их легко установить самостоятельно. Но важно не злоупотреблять ими: из-за широкого угла обзора объекты кажутся дальше, чем в реальности.
Электронные системы контроля слепых зон
Современные автомобили все чаще специальными системами (Blind Spot Monitoring — BSM). Эти технологии используют ультразвуковые, радарные или видеосенсоры, установленные в бампере и панелях по бокам машины.
Сенсоры постоянно сканируют пространство, поэтому если в слепой зоне появляется объект, загорается индикатор.
При включении поворотника в направлении, где обнаружено препятствие, система может отреагировать звуковым сигналом или даже слегка скорректировать траекторию движения.
Использование BSM снижает риск столкновений, система работает даже ночью или в плохую погоду, но может не заметить маленький объект, если он находится слишком близко.
ПРОВЕРЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИЮ АВТОШКОЛЫ АСПЕКТ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ГИБДД
Получено заключение ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Лицензия автошколы No Л035-01298-77/00185538
Понимание и контроль слепых зон — важный практический навык, который формирует культуру безопасного вождения. В автошколе «Аспект» учеников помогают обнаружить слепые зоны на автодроме и в реальных условиях, отрабатывают технику безопасных перестроений и поворотов.
Начните учиться сейчас!
Бесплатное занятие на автотренажёре при записи через сайт
Оставьте свои контакты, и мы запишем вас на первый БЕСПЛАТНЫЙ урок.