Оставьте свои контакты и мы быстро свяжемся с вами, чтобы ответить на все вопросы
Один из первых навыков, который осваивает каждый ученик автошколы — правильная посадка и положение рук на рулевом колесе. Новичкам это часто кажется простым и интуитивным: сел, взялся за руль — и поехал. Но на деле от правильного положения рук зависит комфорт, безопасность водителя, устойчивость автомобиля на дороге, точность движений, вероятность выхода из сложной ситуации на трассе.
Грамотное положение рук на руле обеспечивает:
контроль над направлением движения;
равномерное распределение усилий при маневрах;
снижение усталости при длительной езде;
быструю реакцию при заносе или неожиданном препятствии.
Обучение вождению всегда начинается с основ. И одна из главных основ — умение держать руки на руле правильно, уверенно и безопасно.
Правильное положение рук: общие правила
Руль — это главный орган управления, и малейшее отклонение в положении рук может привести к неточным движениям, особенно при высокой скорости или плохом сцеплении колес с дорогой. Поэтому существуют общие правила, которые закреплены в международных стандартах безопасного вождения и методических рекомендациях автошкол.
Руки должны быть всегда на рулевом колесе
Исключение — только при переключении передач или включении указателя поворота. Остальное время обе руки должны быть на руле.
Положение рук на руле должно позволять видеть приборную панель и зеркала. Если вы правильно настроили сиденье, то руль не закрывает обзор.
Метод «одной руки» допустим только в исключительных случаях. Иногда, при парковке или развороте на месте, водителю приходится использовать одну руку. Но этот метод управления машиной нельзя применять на скорости или при маневрах в потоке. Важно: даже в этих ситуациях ведущая рука должна двигаться уверенно, и вы должны быть готовы подхватить руль другой рукой.
Локти немного согнуты
Это положение обеспечивает амплитуду движения и снижает нагрузку на плечевые суставы. Полностью выпрямленные руки ограничивают гибкость, а чрезмерно согнутые — уменьшают радиус поворота.
Плечи расслаблены, не прижаты к рулю
Сильное напряжение мышц приводит к усталости, снижает точность управления. Водитель должен чувствовать себя уверенно, а не держать руль «из последних сил».
Большие пальцы не обхватывают внутреннюю часть обода
При резком ударе или выстреле подушки безопасности можно получить травму пальцев. Лучше держать их вдоль внешнего обода.
Программы обучения
Выбирайте удобную программу обучения и узнайте подробности на странице курса
Традиционно инструкторы используют аналогию с циферблатом часов, чтобы описать оптимальное положение рук на руле.
Классическая позиция — «9 и 3»
Левая рука располагается в точке «9 часов», правая — в точке «3 часа». Такое расположение обеспечивает лучший контроль над рулем. Оно позволяет эффективно маневрировать без перекрестных движений рук.
Кроме того, именно эта позиция признана наиболее безопасной при срабатывании подушки безопасности.
Альтернативный вариант — «10 и 2»
Раньше считалось, что руки нужно держать чуть выше — в положении «10 и 2». Но при срабатывании современной подушки безопасности руки, находящиеся слишком высоко, могут получить травмы.
Практические советы, как держать руль
Как проверить правильность посадки и положения рук:
Сядьте прямо, спина прижата к спинке сиденья.
Возьмитесь за руль так, чтобы большие пальцы были направлены вверх.
Проверьте, чтобы плечи не отрывались от спинки даже при вращении руля на пол-оборота.
Запястье одной руки должно свободно ложиться на верхнюю точку руля при выпрямленной руке — это знак, что расстояние до руля выбрано правильно.
В автошколе «Аспект» инструктор помогает каждому ученику подобрать оптимальную посадку, исходя из его роста, длины рук и особенностей автомобиля.
Способы управления машиной: как правильно крутить руль
Существуют разные техники руления, которые применяют в зависимости от скорости, маневра и дорожных условий.
Метод «перехвата» (или «перехват рук»)
Наиболее распространенный способ рулить, который используют при средних и больших поворотах.
Одна рука тянет руль вверх и через верхнюю часть передает его другой руке. Движения плавные, последовательные. Метод позволяет повернуть руль на значительный угол, не теряя контроля.
Преимущества такого способа управления автомобилем: уверенный контроль на поворотах, равномерное распределение усилий, руки не перекрещиваются перед лицом.
Метод «скольжения» (или «скользящих рук»)
Используется чаще на высоких скоростях и в городском движении на машине. Руки не пересекаются, остаются примерно на своих местах. Каждая рука скользит по ободу, направляя руль в нужную сторону. Это позволяет быстро возвращать руль в исходное положение после поворота машины.
Преимущества: максимальный контроль над автомобилем, минимум лишних движений, руль быстро возвращается в центр.
Инструкторы автошколы «Аспект» показывают, где и когда применять тот или иной способ, чтобы водитель мог интуитивно выбирать правильный вариант.
Занос и аварийная ситуация с автомобилем: как правильно рулить в сложных случаях
Когда автомобиль теряет сцепление с дорогой, правильное положение рук может спасти ситуацию. Главное правило: руль должен находиться под контролем в любой момент.
В случае заноса сохраняйте хват «9 и 3» — это положение позволяет точно дозировать вращение руля и вернуть колеса автомобиля в правильное направление.
Не делайте резких движений: когда вы плавно, но уверенно крутите руль, это помогает восстановить устойчивость машины. Смотрите в направлении, куда хотите ехать — подсознательно руки направят руль туда, куда устремлен взгляд.
При экстренном торможении с работающей ABS не нужно отпускать руль автомобиля. Современные системы стабилизации сами помогут направить машину, если водитель удерживает руль ровно и крепко.
Инструкторы автошколы «Аспект» на учебной площадке отрабатывают с учениками действия при заносе машины и экстренном торможении, чтобы в реальной ситуации руки работали автоматически.
Распространенные ошибки при управлении машиной рулевым колесом
Даже опытные водители иногда совершают ошибки при удержании руля:
Одна рука на руле, вторая на коробке передач. Это приводит к нарушению баланса и потере контроля при неожиданной ситуации.
Пальцы на спицах руля. При резком вращении можно травмировать суставы.
Неправильная посадка. Если водитель сидит слишком близко или далеко, даже правильный хват не обеспечит контроля над автомобилем.
Переизбыток усилий. Новички часто сильно сжимают руль машины. Избыточное напряжение мешает тонко управлять направлением и вызывает усталость.
Исправить эти ошибки можно только под руководством профессионала. В автошколе «Аспект» на каждом занятии инструкторы внимательно следят за тем, как ученик держит руль, корректируют позу, положение рук и движения, чтобы с самого начала закрепить правильные навыки.
Советы по вращению руля автомобиля
Правильное вращение руля — это сочетание точности, плавности и чувства обратной связи от колес. Практические рекомендации от инструкторов автошколы «Аспект» помогут закрепить правильное положение рук.
Не перекрещивайте руки слишком часто. Достаточно одного-двух перехватов при большом повороте, возвращайте руль плавно. Не отпускайте его полностью — пусть рулевое колесо возвращается с вашей помощью, а не само. Это приучает к точности.
Не держите руль в крайнем положении более 5 секунд. Это может повредить гидроусилитель или электроусилитель рулевого колеса.
Используйте визуальные ориентиры. Смотрите на дорогу, а не на рулевое колесо — руки сами найдут нужное положение. Тренируйте координацию. На закрытой площадке можно практиковать повороты на 90°, 180° и развороты с контролем угла вращения.
Держите руль чистым и сухим. Влажные руки или гладкий обод снижают сцепление и точность движений. Регулярно проверяйте регулировку сиденья и рулевого колеса. Положение меняется в зависимости от одежды, обуви и времени суток. Настройте все так, чтобы руки всегда ложились на руль естественно.
ПРОВЕРЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИЮ АВТОШКОЛЫ АСПЕКТ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ГИБДД
Получено заключение ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. Лицензия автошколы No Л035-01298-77/00185538
Правильное положение рук: почему нужны и теория, и практика
Теория дает понимание целей хвата: почему руки должны быть расслаблены, почему большой палец не должен обхватывать спицы, как работает подушка безопасности и какое положение снижает нагрузку на позвоночник. Без этих знаний ученик копирует движения механически — и нарушает технику, как только отвлекается.
Практика формирует навык удержания хвата в движении: при повороте на перекрестке, при резком маневре, при длительной езде. Только на дороге становится ясно, что удобно в статике — не всегда безопасно в потоке.
Современные рекомендации допускают разные положения рук — в зависимости от роста водителя, посадки и типа маневра. Но выбрать подходящий и безопасный вариант можно только если вы понимаете причины (теория) и отрабатываете движения (практика).
Почему важен выбор автошколы
В автошколе «Аспект» правильно держать руль учат индивидуально. Инструктор проверяет, как вы держите рулевое колесо уже на первых выездах: на автодроме при отработке базовых упражнений и в городе при выполнении реальных маневров.
наши преимущества
Рассрочка 0%
Оплата обучения равными долями на протяжении обучения
Гибкий график занятий
Вы выбираете удобное для себя время обучения в автошколе
Экспертность
Квалифицированные преподаватели и инструкторы
Современный автопарк
Наши ученики проходят обучение с механической и автоматической коробкой передач
20 площадок в ЗАО
Все площадки автошколы «АСПЕКТ» расположены в транспортной доступности
Интерактивное обучение
Вы можете пройти интерактивный курс обучения, не выходя из дома
Сопровождение в ГИБДД
Подготавливаем документы для экзаменов в ГИБДД и остаемся с Вами до получения прав
Экзамен ГИБДД
Экзамен в ГИБДД в нашей автошколе по двум Адресам: Варшавское шоссе, д. 170Д и ул. 50 лет Октября д. 6, корп. 1
Экономия
Постоянные скидки и акции для новых учеников
Теоретические занятия проводим очно или онлайн, практику — по графику, согласованному с учеником. Занятия проходят на машинах с дублирующими педалями и зеркалами. Филиалы работают ежедневно с 10:00 до 20:00.